Предлагаю вашему вниманию совместное творчество меня и супруги. 21 мая она будет выступать на каком-то круглом столе, посвященном чему-то там, при участии «Сбербанка». Супруга, как ответственный сотрудник «Сбера», подошла к вопросу серьезно; привлекла к дискуссии ее субъект, то есть меня, в лице малого бизнеса. Черновик статьи, который очень нравится мне, до корректуры с целью сглаживания острых углов, женой, я и публикую. Ни на какую научную ценность этот текст не претендует.

Финансовые угрозы малому бизнесу в условиях нестабильной экономики: инструментарий и минимизация.

Основная проблема нестабильности отечественной экономики — ее привязка к мировым нефтегазовым рынкам, без возможности и желания государства проведения диверсификации. Соответственно, малый бизнес — наименее защищенный от экономических колебаний, испытывает огромные сложности в правильной оценке ситуации и собственных сил. Любые экономические «просаживания» вызывают массу проблем, вплоть до сворачивания деятельности, а цикличность и отсутствие шансов спрогнозировать эти колебания в длительных промежутках времени, приводят к стагнирующим тенденциям в стратегиях развития, опасениям за завтрашний день, и, как следствие, нежеланию, а чаще невозможности развития малого бизнеса.

Не имеющий значительной финансовой «подушки безопасности», малый бизнес, зачастую вынужден играть в игру «пан или пропал» — пытаясь развиваться за счет заимствований в условиях нестабильной экономической ситуации, большинство предпринимателей ожидают высоких рисков связанных не со своей операционной деятельностью, а с потенциальной возможностью «финансового кризиса» или геополитических действий государства. Основными контрагентами субъектов малого бизнеса являются крупные организации, которые при малейшем возникновении проблем, сворачивают сотрудничество именно с малыми предприятиями. Это абсолютно логично и предсказуемо, обычно, это сотрудничество не является для крупного бизнеса особо критичным в деятельности. Для малого же предприятия эти потери зачастую фатальны, поскольку возможности для маневра крайне малы. Если рассматривать малые предприятия, которые ориентированы на работу с конечным клиентом — физическим лицом, то они испытывают не меньшие, если даже не более существенные проблемы. В ситуации со спадом экономики, население в России резко сокращает свои расходы на рынке услуг и товаров, связанных с малым бизнесом, спешно скупает на последние сбережения телевизоры, спички и соль и ждет сокращения на работе.

Из сложившейся ситуации и выступают основные финансовые угрозы, главной из которых является снижение выручки. Возникающие кассовые разрывы сложно компенсировать из-за отсутствия у малого бизнеса возможностей для инвестиций. Собственные средства, как правило, отсутствуют, а заемные становятся настолько дороги, что встает вопрос о возможности обслуживания потенциально возникающей кредитной массы. Собственно, недоступность дополнительного финансирования для развития, является второй в списке финансовых угроз для малого бизнеса. На фоне этих двух угроз, остальные трудности выглядят весьма слабо и даже натянуто: из примеров можно выделить увеличение конкуренции и демпинг на рынке, особенную активность в сложные периоды налоговых органов и контролирующих организаций, депрессию на рынке труда.

Какими же инструментами может воспользоваться малый бизнес для минимизации рисков финансовых и прочих потерь? Малое предприятие, это зачастую концентрическая система, которая работает вокруг одного человека — владельца бизнеса. Задача владельца, своевременно оценив ситуацию, сделать бизнес максимально компактным, управляемым и мобильным. Шаги по адаптации в новых условиях надо делать быстро и четко. Отказ или заморозка на время кризиса от инвестиционных проектов, сокращение за счет этого значительной части расходов. Сокращение персонала и оптимизация расходов на фонд заработной платы: малое предприятие по оказанию услуг парикмахерской, например, может попрощаться с двумя мастерами, а на их место встает собственник, который обычно обладает очень хорошими навыками в этом направлении. Снятие с себя кредитной нагрузки, за счет поиска внутренних финансовых ресурсов, например, продажа не нужного оборудования или недвижимости. И как не жаль новый, купленный в кредит, БМВ, но его продажа зачастую может стать решающей мерой при спасении бизнеса. Эти меры, принятые на ранней стадии кризиса, помогают выдержать первый удар финансовых проблем и подготовится к существованию в изменившихся условиях.

Главным инструментом для развития и существования малого бизнеса, в условиях кризиса, является максимальная мобильность и возможность перестроиться, выделяя перспективные ниши на рынке, которые можно осваивать за счет имеющегося в распоряжении оборудования и средств. Малый бизнес очень быстро может адаптироваться, выделяя наиболее пользующиеся спросом сегменты, к примеру, переориентировав точку продаж мясными деликатесами, в набирающую популярность, за счет дешевизны в тяжелые времена, курицу.

Таким образом, минимизация проблем малого бизнеса в условиях нестабильной экономики зависит исключительно от желания самого бизнеса оставаться на плаву, сохраняя свои небольшие островки экономики страны. И, как говорят самые опытные участники экономического процесса под названием «малый бизнес»: «Мы выжили в 90-е, не зажрались в сытые нулевые, прошли через мировой кризис 2008 года. Как бы над нами не усиливали контроль, не увеличивали давление и не сокращали нам доступ к финансам, мы выживали. Мы — малый бизнес, основной драйвер экономического роста любой страны. И на вопрос — как дела, мы гордо и весело отвечаем — НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!»